В начале октября 1966 года произошло событие, немало порадовавшее неизбалованных тогда массовыми зрелищами москвичей: "Неделя" (известинское приложение) организовала в столице "Праздник автомобилистов" - первый парад отечественных машин. Длинная колонна от Ленинских гор прошла по центральным улицам города. Катили ретро-автомобили, легковушки всех марок, гоночные "формулы", грузовики, тягачи, автокраны, шли модели будущего. "Известия" давали репортаж-отчет со множеством снимков, а "Неделя" выпустила спецвыпуск, который моментально разлетелся - спрос на "автоновости" был гигантский.
В начале октября 1966 года произошло событие, немало порадовавшее неизбалованных тогда массовыми зрелищами москвичей: "Неделя" (известинское приложение) организовала в столице "Праздник автомобилистов" - первый парад отечественных машин. Длинная колонна от Ленинских гор прошла по центральным улицам города. Катили ретро-автомобили, легковушки всех марок, гоночные "формулы", грузовики, тягачи, автокраны, шли модели будущего... "Известия" давали репортаж-отчет со множеством снимков, а "Неделя" выпустила спецвыпуск, который моментально разлетелся - спрос на "автоновости" был гигантский. Журналист и автоинженер Лев Шугуров, который консультирует меня по "автомобильным" страничкам рубрики (за что ему отдельное спасибо), в 1966-м работал в журнале "За рулем" - но вместе с нашими журналистами в организации парада принимал самое активное участие.
Сегодняшний комментарий Льва Александровича к строчкам известинского репортажа почти 40-летней давности..
"(...) Тесно не от машин, а от зрителей, образовавших сплошной живой коридор вдоль всей трассы".
- Да, я ехал в радиомашине в голове колонны. Зрители в несколько рядов стояли вдоль всего Садового кольца...
Вообще, идея была простая. У нас очень неплохой автопром. Давайте же покажем, что он умеет делать! Не только технику, знакомую каждому, но и специализированные машины, экспериментальные разработки...
"(...) Самый старый экипаж - модель "Бенц-Вело" образца 1892 года".
- "Бенц" открывал парад. Шел своим ходом - правда, очень медленно. Чтоб не задерживал, через некоторое время взяли на буксир.
Судьба у машины любопытная. Вывезли ее из Германии после войны как трофей. Определили в ленинградский автомеханический техникум в качестве наглядного пособия. Тут - борьба с низкопоклонством перед Западом. Велели списать в металлолом. Но дворник техникума, человек хозяйственный, машину забрал, что-то с нее снял, приварил кузов и сделал мототележку - мусор вывозить. Причем снятые детали сохранил. В 1962-м "Бенц" у него выпросили энтузиасты автостарины, восстановили. Сейчас стоит в музее Петропавловской крепости.
"(...) Среди участников парада - И.М. Лещенков, механик броневика, с которого в апреле 1917-го произносил свою знаменитую речь Ленин".
- А был еще такой Оганьян, который говорил, что это он вел тот броневик. Даже судились между собой, причем прямо на суде кого-то из двоих прихватил инфаркт. Спор героев революции так достал партийные органы, что постановили впредь считать - ленинский броневик был с двумя рулями. Кстати, модификация с двумя постами управления действительно выпускалась - только позже.
"(...) Посланцы завтрашнего дня советского автомобилестроения - микроавтобус ЗИЛ-118, новый "Запорожец" и его грузовой двойник "Волынь", первенец Ереванского автозавода - фургон грузоподъемностью в полтонны и восьмиосный гигант "НАМИ-058".
- ЗИЛ-118 - это комфортабельный 18-местный автобус "Юность". В массовое производство не пошел, было выпущено около 30 машин, использовались для встреч высоких гостей. "Новый "Запорожец" - это знакомый всем "ушастый". "Волынь" - ЗАЗ-967, полутонный грузовичок. Хотели делать в Луцке, но передумали, переключились на более актуальные модели. Фургон "ЕрАЗ" некоторое время выпускался, это грузовая модификация РАФа. "НАМИ-058" задумывался как машина для вывозки хлыстов леса. Предполагалось, что ее будут собирать в Могилеве, однако денег не хватило - отказались.
(...)"Праздник автомобилистов станет московской традицией".
- Еще несколько раз такие парады проводились - хотя уже не столь масштабные. Потом вместо них стали делать выставки на ВДНХ. А вот традиция парада ретроавтомобилей идет именно с 1966-го.